English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
Спасение судостроителей
Дата: 02.11.2011

Спасение судостроителей

Объединенная судостроительная корпорация планирует светлое будущее, а пока работает спасателем

В октябре государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) развила в Санкт-Петербурге бурную деятельность по объединению под своим крылом предприятий отрасли:

  • в начале октября ОСК получила от Банка России в управление ОАО «Балтийский завод», акции которого находятся в залоге у госбанка по кредитам Объединенной промышленной корпорации экс-сенатора Сергея Пугачева,

  • в середине месяца ОСК получила от Банка России доверенность на управление ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», чьи акции также находятся в залоге по кредитам Объединенной промышленной корпорации,

  • в конце октября ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» по поручению правительства РФ приобрело 52,75% уставного капитала ОАО «Пролетарский завод».

  • ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» - крупнейшая судостроительная компания России. Корпорация создана в 2007 году, 100% акций находятся в федеральной собственности. В холдинг входит более 50 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 70% отечественного судостроительного комплекса.
    Структурно корпорация состоит из трех региональных судостроительных центров: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург); ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск); ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток), также ведущих проектно-конструкторских бюро.

    Фактически переход в ОСК (пусть даже пока под управление) означает спасение для Балтийского и Пролетарского заводов, оба предприятия находятся в предбанкротном состоянии. И если вхождение в ОСК бывших активов Пугачева, которые частично и так принадлежали госкорпорации (ОСК принадлежит 20% акций ОАО «Северная верфь»), планировалось давно, и было только делом времени, то приобретение «Пролетарского завода» стало довольно неожиданным. Вероятно, в правительстве окончательно уверовали в талант главы ОСК Романа Троценко как антикризисного управляющего, отдав в ОСК «Пролетарский завод».
    ОАО «Пролетарский завод» занимается выпуском судового и энергетического оборудования. Продукция предприятия используется как в военном, так и в гражданском судостроении. Предприятие, таким образом, является поставщиком для многих предприятий, входящих в ОСК. В настоящее ОАО «Пролетарский завод» имеет долг более 2 млрд. рублей, ОСК должна разработать план модернизации завода и вывода его из кризиса и обеспечить заказами на 1 млрд. рублей. Решение о передаче акций завода ОСК было принято после визита на «Пролетарский завод» премьер-министра Владимира Путина.
    В тяжелом финансовом положении находится и «Балтийский завод», предприятие должно кредиторам почти 7 млрд. рублей. Из-за этого долга на главный заказ Балтийского завода - первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию – в конце июля был наложен обеспечительный арест по иску «Росэнергоатома». Но «Балтийский завод» имеет ряд конкурентных преимуществ, являясь по сути единственным в стране строителем надводных атомных кораблей и судов, в том числе ледоколов. На днях планы по строительству ледоколов в РФ озвучил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, сообщивший, что Министерство транспорта намерено заказать у Объединенной судостроительной корпорации 4 дизельных ледокола на общую сумму 79 млрд. рублей. Ранее министр транспорта Игорь Левитин сообщал, что в 2012 году в России будет заложен новый атомный ледокол. Независимо от того будет ли объявлен конкурс на строительство атомного ледокола, или ОСК получит заказ вне конкурса, исполнителем заказа, теперь это можно сказать с полной уверенностью, будет «Балтийский завод». Неплохие шансы у предприятия получить заказ и на дизельные ледоколы. Управление ОСК позволит получить Балтийскому заводу и ряд других заказов, так ОСК уже передала ему заказ «Газфлота» на строительство ледового судна-снабженца стоимостью 3 млрд. руб. (ранее строительство судна планировалось на Амурском судостроительном заводе – еще одном активе ОСК).
    Что касается «Северной верфи», то экономическое состояние этого предприятия вполне стабильно. По мнению представителей ОСК Объединенная промышленная корпорация намеренно разделила два своих предприятия, сделав на «Северной верфи» центр прибылей, а на «Балтийском заводе» центр убытков, ведя предприятие к банкротству. После перехода предприятий под управление ОСК загрузка заказами будет выровнена.
    Вхождение в ОСК позволит «Северной верфи» получать гарантированные заказы на военные корабли класса «корвет» и «фрегат» и морскую технику для шельфа. Участие «Северной верфи» в ОСК позволит избежать ненужной конкуренции с калининградским заводом «Янтарь» из-за военных заказов, и равномерно загрузить оба предприятия заказами Военно-Морского Флота.

    Значительным укреплением позиций ОСК стало избрание в октябре председателем Совета директоров судостроительной корпорации Владимира Лисина. Лисин стал председателем в Совета директоров, сменив вице-премьера Игоря Сечина, который согласно известному распоряжению Президента РФ больше не мог занимать этот пост. Для Лисина судостроительный бизнес не чужой – в составе его корпорации есть и судостроительные заводы и морские порты. Руководство Советом директоров корпорации одним из богатейших людей России, причем разбирающимся в вопросах отрасли, несомненно, положительно скажется на деятельности ОСК.
    В конце сентября в рамках IV Международного инновационного форума между правительством Санкт-Петербурга и ОСК было подписано соглашение о создании судостроительного кластера. Документ подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко. В рамках соглашения предполагается строительство судостроительного комплекса в Кронштадте, организация инжинирингового центра по проектированию и организации производства морской техники, которая будет использоваться для освоения Арктики. Всего в судостроительный кластер войдет около 200 предприятий, занятых в судостроении и производстве комплектующих. Предполагается, что основным направлением деятельности предприятий кластера будет выпуск импортозамещающего оборудования для судостроительной отрасли. Таким образом, на основе модернизации старых судостроительных активов и за счет строительства новых мощностей предполагается вывести судостроительную отрасль Северо-Запада на более высокий качественный уровень.
    У ОСК широкие планы по строительству кораблей и судов и на других отечественных предприятиях. В Приморье строится новый судостроительный завод совместно с южно-корейскими партнерами для постройки крупных (водоизмещением более 100 тыс. тонн) гражданских судов - танкеров и газовозов. Ранее суда таких размеров не могли строиться в РФ из-за отсутствия современных предприятий. Группа компаний «Совкомфлот» уже заключила с ОСК контракты на строительство судов на новой верфи.
    Кроме строительства военного флота и грузовых судов ОСК большие надежды возлагает на загрузку мощностей своих предприятий специальной техникой для освоения шельфа (нефтегазовые буровые платформы и специальные суда, в том числе снабжения и обеспечения). В сентябре во время визита премьер-министра Владимира Путина в Архангельск Роман Троценко попросил включить в лицензионные соглашения по освоению арктического шельфа пункт об обязательных закупках российской морской техники. Уверенность Троценко в том, что предприятия ОСК смогут выполнять сложнейщие заказы для нефтегазовой отрасли, основана на том, что в последнее время ОСК проводит политику активного сотрудничества с зарубежными предприятиями, являющимися ведущими в сегменте судов для освоения шельфа.
    Так в декабре 2010 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Arctech Helsinki Shipyard Oy», учредителями которого стали ОСК и компанией STX Finland, являющейся мировым лидером в области арктических морских исследований и технологий. Совместное предприятие расположено в Хельсинки, его специализацией является арктическое судостроение и производство высокотехнологичных ледовых судов. Тогда же, в декабре, новое СП получило заказ от «Совкомфлота» на строительство двух ледокольных судов снабжения.
    В сентябре 2011 года ОСК и дочерняя компания итальянского концерна Eni – инжиниринговая компания Saipem заключили соглашение о создании в России совместного предприятия по производству сложной морской техники, такой, как заводы по производству сжиженного природного газа и нефтедобывающие платформы. Единственной проблемой, решить которую пока не удалось ОСК, является подписание контрактов по гособоронзаказу на 2011 год по строительству атомных подводных лодок. Несколько контрактов по гособоронзаказу на строительство надводных кораблей были подписаны после вмешательства премьер-министра.
    В октябре сначала Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон о господдержке российского судостроения и судоходства, затем этот закон был одобрен Советом Федерации. Событие для судостроительной отрасли России поистине знаковое. И хотя в окончательный вариант закона вошли не все предложения по созданию рабочих условий для развития судостроения и судоходства, тем не менее, представители отрасли высоко оценивают принятый закон.
    Закон в частности устанавливает, что на российских верфях будет применяться режим промышленно-производственных экономических зон. Судостроительные организации, являющиеся резидентами таких ОЭЗ, освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций сроком на 10 лет. Отменяется налогообложение услуг по классификации и освидетельствованию морских судов. Судовладельцы также освобождаются от налога на прибыль, полученную от эксплуатации или продажи судов, построенных в РФ.
    Принятие этого закона должно положительно отразиться на деятельности ОСК по модернизации и строительству судостроительных предприятий и судоходных компаний, которые будут заказывать новые суда на отечественных верфях.

    Планы ОСК выглядят сложно выполнимыми, но многие недавние события, связанные с деятельностью корпорации, дают возможность предположить, что, несмотря на глубокий кризис, существующий в российском судостроении, у ОСК все же есть шанс вытащить часть предприятий отрасли на современный уровень.

    Отправить сообщение

    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки