English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по строительной отрасли
Дороги: делают много, строят мало
Дата: 21.06.2011

Дороги: делают много, строят мало

Правительство Петербурга пытается нащупать альтернативные методы изыскания средств. Пока что власти не демонстрируют готовность улучшать ситуацию за счет бюджетного финансирования, пытаясь, например, сделать это за счет средств самих автовладельцев. Напомним, около месяца назад в недрах городского комитета финансов был разработан проект закона «О дорожном фонде Санкт-Петербурга» для финансирования содержания и строительства дорог. Формирование фонда будет происходить за счет транспортного налога, пошлин за техосмотр и штрафов. Порядок расходования средств фонда должен определяться опять же Правительством города. Наиболее вероятно, что этим займутся отвечающий за данное направление вице-губернатор Юрий Молчанов и глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов.

Вместе с тем, уже звучат мнения, что данная сумма не способна существенно повлиять на текущее состояние. По экспертным оценкам на текущее содержание и строительство новых дорог в год требуется сумма, минимум в два раза превышающая озвученную. Начиная с 2012 года, когда законопроект обретет реальную силу закона, проектирование, строительство, ремонт и содержание автодорог в городе будут финансироваться из средств фонда. На финансирование данного направления из дорожного фонда Санкт-Петербурга будет выделено 17,1 млрд. рублей. Данная цифра недавно была озвучена городским комитетом по развитию транспортной инфраструктуры. Ранее финансирование происходило по линии комитета по развитию транспортной инфраструктуры и через адресную инвестиционную программу.

Такими темпами, по мнению г-на Мурашева, к 2015 году в Санкт-Петербурга не должно остаться проблемных дорог. И это при том, что, по данным все того же Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, на сегодняшний день в неудовлетворительном состоянии находится «всего» около 30% общей площади дорожного полотна в городе. Только в прошлом году комитет освоил 38,6 млрд. рублей. А в текущем году на капитальный и текущий ремонт и строительство дорог в Санкт-Петербурге планируется выделить до 46-47 млрд. рублей.

Стоимость прокладки в Петербурге дороги обычного типа колеблется в пределах 100-200 млн. руб. за километр, скоростная двухполосная дорога стоит около 400 млн. руб., а современная автомагистраль обойдется уже в 600-800 млн. руб. за 1 км, что, в 2-3 раза дороже, чем стоимость прокладки образцовых европейских дорог. Для сравнения: стоимостный разброс вокруг строительства одного километра немецкого автобана (не больше не меньше) составляет от 5 до 14 млн. евро. Усредненная цена – 8 млн., или чуть более 320 млн. руб. Притом, как показывает немецкий опыт, чем современнее технологии покрытия, тем ниже затраты на прокладку дорог.

Заявленный объем дорожного фонда на 2012 год, как видно, значительно меньше. Очевидно, что в скором времени может встать вопрос о дополнительных источниках финансирования дорожного строительства. Тем более, что и претензий к качеству должно прибавиться: новый сетевой проект «РосЯма» блогера-антикоррупционера Алексея Навального уже привлек к себе внимание интернет-аудитории. За последний месяц в органы исполнительной власти Петербурга было направлено уже более трехсот жалоб на состояние дорожного покрытия в городе.

Основные причины низкого качества дорожного покрытия все те же: непродуманная система ценообразования и сомнительные моменты в системе проведения торгов. Компании, занимающиеся строительством дорог, указывают на несовершенство законов и норм, установленных для этой сферы. СНИПы и ГОСТы ориентированы на проезд 5-6 тыс. автомобилей в сутки, в то время как реальный поток в среднем колеблется в пределах 67-70 тыс. машин в день. Соответственно, покрытие, сделанное по таким стандартам, быстрее приходит в негодность. Он также посетовал на некачественное проектирование, из-за которого страдает подрядчик: «Вот была бы ответственность у проектировщиков такая же, как у нас, может быть, и ситуация улучшилась бы. А пока за их недоработки страдает подрядчик, который просто строит то, что есть в документах, а потом расплачивается». В условиях устаревших технических норм строителям приходится самим разрабатывать новые формулы по производству битума, асфальтобетона. Иначе велик риск разориться на гарантийном ремонте. Сейчас заявку на участие в тендере на ремонт и реконструкцию дорог может участвовать кто угодно. От таких условий страдают все заинтересованные. Профессионалы зачастую остаются не у дел, а город либо не получает объект к сроку, либо дорога уже через год нуждается в ремонте. А спросить в данной ситуации уже бывает не с кого. Профессионалы вынуждены либо демпинговать вплоть до убытков, либо оставаться без работы.

В 2010 году, по некоторым данным, демпинг на дорожных тендерах в Петербурге в среднем составлял до 30-40%, что происходило именно благодаря паразитирующей активности «охотников за заказами», квалификация которых вызывала у специалистов множество вопросов. И подобная ситуация повторяется из года в год. Очевидна необходимость введения предварительного отбора, где бы учитывались бы квалификация и предыдущий опыт исполнителя, а также оригинальность и инновационность технологических решений. В соответствии с действующим Федеральным законом № 95 квалификационный отбор не предусмотрен как таковой: в результате профессиональные строители-мостовики вынуждены состязаться с предприятиями оптовой торговли.

Абсурдность сложившейся ситуации требует корректировки на федеральном уровне, ни больше ни меньше. Ситуация в дорожном строительства Петербурга не столь критична, как в регионах, где надлежащего контроля за качеством нет в принципе: сплошной коррупционный интерес. В Москве и в городе на Неве рынок все же достаточно сильно зарегулирован и выглядит куда прозрачнее. У петербургских водителей достаточно оснований думать, что такие «проекты», как, например, волгоградский «танцующий мост», они могут увидеть только в страшном сне. Вместе с тем, не совсем понятно, каким образом городские власти намерены навести порядок в сегменте за счет урезания расходов (да еще и «под соусом» инноваций) и внедрения более емких технологий.


Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки