English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Expert in security systems
«Трудное» восхождение
Date: 05.10.2012

«Трудное» восхождение



Распоряжением правительства от 5 сентября 2012 года №1612-р петербургское ОАО «БТК групп» назначено единственным поставщиком вещевого имущества для отечественных вооруженных сил. Компанию ждут миллиардные контракты. Впрочем, такие ли это неожиданные новости?

Аббревиатуру «БТК» расшифровывают по-разному. Некоторые считают, что это сокращение произошло от словосочетания «Балтийская текстильная компания», некоторые – от «basic traditional concept». Большинство же сходятся во мнении, что «БТК групп» носит имя своего уважаемого владельца – Таймураза Казбековича Боллоева.

Компания была образована в 2007 году после слияния двух фабрик одежды – ЗАО «Труд» и ЗАО «ФОС-П», приобретенных Т. Боллоевым двумя годами ранее.

ЗАО «Труд» ведет свою историю с 1945 г., когда была создана швейная фабрики «Труд». В 1964 г. фабрика была преобразована в Ленинградское швейное объединение «Труд», в 1975 г., после присоединения к «Труду» нескольких крупных швейных фабрик, объединение становится крупнейшим швейным предприятием на Северо-Западе. В 1992 г. был подписан первый контракт на поставку рабочей и специальной одежды в Европу. В 2003 г. «Труд» уже поставлял за границу 1 млн. изделий в год.

Приобретение «Труда» положило основу для производства новым предприятием профессиональной одежды (бренд БТК Санкт-Петербург, ранее – Trud). Второе направление бизнеса «БТК групп» – производство мужской классической одежды (бренды БТК и Onegin St.Petersburg, ранее также FOSP) – реализуется благодаря покупке ЗАО «ФОС-П».

История «ФОС-П» начинается в 1919 г., когда государственные швейные фабрики были объединены в единое производство, три года спустя получившее имя М.М. Володарского. С 1996 г. предприятие существовало в виде ЗАО «ФОС-П» («Фабрики одежды Санкт-Петербурга»).

Первоначально инвестирование средств в текстильный бизнес Т. Боллоевым казалось многим весьма странной затеей. Поэтому главной причиной покупки «ФОС-П» (по оценкам экспертов, за $20 млн.) считали само здание фабрики. Этот памятник промышленной архитектуры находится на границе «золотого треугольника» – на углу Гороховой и набережной Мойки. Здание впоследствии было отреставрировано и действительно стало использоваться не как фабрика, а как бизнес-центр класса А и аппартамент-отель.

Однако швейный бизнес заброшен не был. После покупки «Труда» (по оценкам экспертов, за $3-5 млн.), в предприятие было вложено, по словам Т. Боллоева, окодо 1,5 млрд. рублей. Это приобретение обеспечило производственную базу для новой компании, строившей амбициозные планы по покорению Европы. «Труд» приобрел несколько лицензий на использование мембранных материалов, вложил около 10 млн. рублей в рекламу. Планировалось, что европейский рынок со временем будет обеспечивать 50% оборота предприятия.

Этим планам сбыться не удалось, однако за годы своего существования «БТК-групп» увеличила оборот во много раз. При покупке оборот «ФОС-П», по оценкам экспертов, был примерно равен стоимости его приобретения – $20 млн., что вместе с оборотом «Труда» составляло чуть более 600 млн. рублей. По итогам 2011 года выручка компании (данные СПАРК) составила 4,425 млрд. рублей. Прибыль «БТК групп» за 2011 год находилась на уровне 134,1 млн. рублей.


Чистая прибыль ОАО «БТК групп» в 2008-2012 гг. (по данным из открытых источников)

В сегменте профессиональной одежды «БТК групп» заработала клиентов такой величины, что любая компания отрасли может позавидовать. В частности, в 2009 году предприятие выиграло тендер на изготовление формы для «Аэрофлота». Двухлетний контракт, оцениваемый в $16 млн., предусматривал создание одежды для 4 тысяч сотрудников авиаперевозчика.

Клиентом «БТК групп» был еще один монополист – «Российские железные дороги». Компания, в том числе, шила форму для проводников «Сапсана». По данным «СПАРК-Интерфакса», «БТК групп» также шьет одежду для ФНС, Государственного Эрмитажа, Конституционного суда и не только.

Но главным и любимым клиентом «БТК групп» остается министерство обороны.


Надежный партнер

В то, что правительство шло к решению сделать «БТК групп» единственным поставщиком вещевого имущества ВС РФ уже давно, поверить легко. По сути, компания уже выполняла эти функции.

По данным «СПАРК-Интерфакса», «БТК групп» поставляет обмундирование с 2008 года. Сотрудничество началось столь успешно, что уже в феврале 2009 года компания выиграла госконтракт стоимостью 933 млн. рублей. На тот момент, по некоторым оценкам, это составляло «всего» 10% от общего объема рынка военной униформы (без учета обуви и белья). К созданию формы нового образца компания подошла более чем на профессиональном уровне – дизайн был разработан совместно с модельером Валентином Юдашкиным. По данным СМИ, на создание экспериментальной коллекции ушло 23,7 млн. рублей.

Далее доверие к «БТК групп» со стороны Минобороны только росло:

  • 13 января 2010 года В. Путин подписал распоряжение о назначении «БТК групп» единственным поставщиком формы для участников военных парадов и выпускников военных вузов в 2010 г. Новую форму должны были получить все участники Парада Победы (годом ранее в нем приняло участие 26 тыс. человек), а также около 16 тыс. выпускников;
  • В 2011 году компания получила новый контакт на поставку форменной одежды стоимостью 3,4 млрд. рублей;
  • В 2012 году «БТК групп» выиграла тендер Минобороны на 5 млрд. рублей. Суммарные расходы министерства на вещевое довольствие в 2012 г. запланированы на уровне 12,1 млрд. рублей.

Хотя злые языки утверждают, что все дело в личной симпатии первых лиц государства к руководству компании, а также в стремлении верхушки Минобороны жить чуть лучше, партнеры «БТК групп» уверены, что преимущество компании – в современном оборудовании. Они приводят убедительные аргументы: только в 2009 г. в развитие производства было вложено около $50 млн. Действительно, с такими мощностями сшить большую партию одежды за короткий срок не составит труда. Субподрядчиков же «БТК групп» нанимает, видимо, лишь для дополнительной гарантии высокого качества продукции и соблюдения сроков поставки.

Несмотря на низкую рентабельность выполнения госзаказов, а также практику полугодовых задержек финансирования, «БТК групп» не жалуется. «Мы не гонимся за прибылью, а формируем фундамент для дальнейшего развития компании», – поясняет Т. Боллоев. «Госконтракт – это стабильность», – вторит Сергей Грищенко, гендиректор компании «Прогресс-стратегия» – партнера «БТК групп» по пошиву военной формы.


Загрузка производственных мощностей ОАО «БТК групп» (по заявлениям представителей «БТК групп» и «Прогресс-стратегия»)

«БТК групп» все больше (в процентном соотношении) занимается производством спецодежды для военных, нежели изготовлением мужской классической одежды. Конечно, рынок мужских костюмов является весьма привлекательным. Во-первых, это, пожалуй, единственный сегмент рынка одежды, где большинство товара (по некоторым оценкам, 80%) производят в России, а не везут из Поднебесной. Во-вторых, рентабельность производства, по оценкам самой «БТК групп», составляет около 45%, тогда как средняя рентабельность российской легкой промышленности не превышает 10%. В-третьих, модельный ряд не требует обновления по нескольку раз в год, как в случае с производством женской одежды. Покупая текстильные фабрики, как писали СМИ, Т. Боллоев надеялся на рост рынка мужской одежды. Однако из-за кризиса в 2009 году продажи брендов FOSP и Onegin упали на 20%. В целом, по данным Петростата, за год индекс текстильного и швейного производство упал на 13% в северной столице и на 40% – в Ленинградской области. Спрос на классические костюмы в России, согласно оценкам различных производителей, уменьшился на 15-60%. На фоне общего спада рынка увеличение продаж «БТК групп» в 2009 г. на 5% и чистая прибыль в размере 154,8 млн. рублей выглядят впечатляюще. И ключевую роль здесь сыграли спасительные госзаказы. А 30%-аванс и доступ к банковским кредитам выступают неплохим бонусом при общении с государственными структурами.

«Практика единого поставщика существует во многих странах, например в США, Германии, Китае и Турции», – поясняет Т. Боллоев. По его мнению, это облегчает жизнь поставщикам (не нужно вносить 5% от суммы тендера, брать кредиты и заручаться поддержкой банков), исключает коррупцию, а также, как следствие, гарантирует поставку продукции в срок.


Милые бранятся

Если говорить о сроках, то и само «БТК групп» выдерживает их не всегда. «РБК daily» со ссылкой на Высший арбитражный суд пишет в сентябре этого года о 12 зарегистрированных исках Минобороны к своему поставщику на общую сумму в 2,069 млрд. рублей. Причина недовольства министерства – несвоевременные поставки обмундирования. По девяти искам решения приняты: общая сумма штрафов составила 7,31 млн. рублей.

Эта цифра могла быть намного более внушительной, однако, указывая на встречные нарушения со стороны Минобороны (в частности, неуплата оговоренного в контракте 30%-аванса), юристы «БТК групп» в большинстве случаев сводили наказание к минимуму. А юристы у компании хорошие. Недаром на форумах пишут, что представители этой профессии требуются в компанию «очень часто».

В 2010 году Минобороны заключило контракт с «БТК групп» на поставку 500 зимних полевых костюмов для генералов и зимних полевых костюмов нового образца на сумму почти в миллиард рублей. Срок выполнения заказа – до 31 августа (по некоторым позициям, до 30 ноября) 2010 года. Получив аванс, «БТК групп» не выполнила обязательства полностью в указанный срок. У компании были объективные причины – ей помешала несвоевременная поставка материала для изготовления продукции. В начале 2012 года Минобороны обратилось в Арбитражный суд, требуя возместить 1,96 млрд. рублей неустойки (а также штраф и проценты за пользование кредитом). К счастью, суд принял справедливое решение, посчитав аппетиты Минобороны завышенными и взыскав с «БТК групп» только 6,8 млн. рублей.

Кроме того, ввиду многочисленных случаев заболевания солдат «БТК групп» обвиняли в использовании некачественного утеплителя для пошива зимней военной формы. Тем не менее, это не позволило подорвать доверительные отношения компании и Минобороны.


Новые порядки

После появления сообщения о том, что «БТК групп» выбрано единственным поставщиком вещевого имущества для Минобороны, президентом компании вновь стал Т. Боллоев (ранее эту должность занимал Казбек Боллоев, которого называют племянником Таймураза Казбековича). Других серьезных кадровых изменений не произошло. Старший вице-президент компании Темерлан Дарсигов по-прежнему будет заниматься финансами, юридическим отделом, закупками и коммуникациями. Вице-президент по операционной деятельности Хайко Грунвальд – производством и разработкой новых видов продукции. «БТК групп» планирует расширять производство и выходить на новые рынки – обуви и текстильной продукции. «Теперь мы можем выстраивать долгосрочные планы и инвестировать в инновационное производство», – сообщает ее новый президент.

Для вооруженных сил БТК будет поставлять более 100 наименований изделий. Среди них форменная и полевая одежда, ткани для ее пошива, теплые вещи, летно-техническая одежда и обувь, белье, обувь, снаряжение, перчатки, форменные знаки различия и отличия, постельные принадлежности, санитарно-хозяйственное имущество, спортивное и альпинистское имущество, декоративные ткани и ковровые изделия, палатки и многое другое. Если раньше компания обходилась парой десятков подрядчиков, то теперь, по словам Т. Боллоева, их число увеличится до нескольких сотен. Все российские предприятия, желающие получить маленький кусок большого армейского пирога, будут удостоены чести работать с «БТК групп». Однако нет сомнений: под руководством талантливого менеджера Т. Боллоева компании удастся, вопреки пословице, угнаться сразу за двумя зайцами – качеством продукции и экономией государственных денег. Конкурентам остается только завидовать «БТК групп», своим трудом добившейся столь замечательных успехов.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits