English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Expert in transportation
Порт Приморск в структуре российских портов Балтийского региона
Date: 06.12.2011

Порт Приморск в структуре российских портов Балтийского региона

Мы продолжаем цикл статей, посвящённый анализу российских морских портов Балтийского региона.

На этот раз обратимся к порту Приморск. Можно выделить ряд особенностей, которыми обладает данный порт. Во-первых, он был построен поразительно быстрыми темпами: начало строительства относится к 2000 году, тогда как в 2001 была сдана первая очередь нефтеналивного порта, а в 2004 и 2006 – уже вторая и третья очереди. Во-вторых, в структуре грузооборота данного порта преобладают нефтепродукты, экспортируемые, в основном, ОАО «АК «Транснефть». В-третьих, порт Приморск обладает самым большим грузооборотом в структуре российских портов Балтийского региона (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1


По данным порта Санкт-Петербург

Порт Приморск с момента начала строительства отличается повышенным вниманием к проблемам портовой экологии. Это выражается хотя бы в том, что все танкеры, заходящие в порт, должны иметь двойное дно и двойной корпус. За весь период эксплуатации не возникало аварийных ситуаций.

Порт Приморск, являясь конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы» («БТС-1»), изначально строился как нефтеналивной. Однако развитие Усть-Лужского порта, а именно прогнозируемый в декабре запуск «БТС-2» (об этом мы писали в предыдущей статье: «Усть-Лужский порт в структуре российских портов Балтийского региона») и ввод в эксплуатацию новых нефтеналивных терминалов, постепенно приводит к перераспределению нефтеэкспортных потоков.

Перераспределение приводит к снижению объёмов грузооборота нефтеналивных терминалов порта Приморск: по сравнению с десятью месяцами 2010 года фиксируется снижение на 3,69% (см. Диаграмму 2). К тому же существует проблема обеспеченности ледоколами в зимнее время навигации, из-за чего БТС-1 пришлось даже остановить в марте 2011 года на 12 часов.

Диаграмма 2


По данным порта Санкт-Петербург

Чтобы нивелировать зарождающуюся тенденцию снижения экспорта нефти, порт Приморск в 2011 году предпринял ряд мер. Во-первых, в ноябре 2011 года был введён в эксплуатацию бункеровочный комплекс, позволяющий ледоколам заправляться в самом порту Приморск (ранее они заправлялись в порту Санкт-Петербург).

Во-вторых, был разработан проект по расширению на 190 га для строительства комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту мощностью 20 млн. т. в год, уже одобренный Межведомственной комиссией Ленобласти. Предположительно, данный проект не будет связан с «БТС-1», а нефтепродукты будут доставляться в порт по железной дороге.

Стоит отметить, что Минтранс на ноябрьском совещании, инициированном Андреем Недосековым и Виктором Олерским – курируют в Минтрансе железнодорожную отрасль и морской транспорт соответственно - настоял на создании транспортной инфраструктуры, ведущей в Приморск, а не в Усть-Лугу. Казус ситуации в том, что в проекте бюджета на 2012 год РЖД выделяется 7,5 млрд. рублей для модернизации ветки Выборг — Приморск — Ермилово, тем не менее госмонополия считает ветку Мга-Усть-Луга более приоритетной. От разрешения данного противоречия и будет зависеть, удастся ли порту Приморск увеличить экспорт нефти на 20 млн. тонн.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits