English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Energiatalouden asiantuntija
Kultaa jalkojen alla vai miten tienata Venäjän tiejärjestelmän ongelmilla
Julkaistu: 19.06.2009

Venäläisten teiden kunnostamiseen on löydetty yksinkertainen ratkaisukaava. Muutamat Venäjän polttoaine- ja energiasektoriin yritykset hakevat johtoasemaa Venäjän teiden rakentamisessa valmistamalla Venäjällä ainutlaatuisia polymeerisiä yhdisteitä. Tämä materiaali lisää teiden päällysteiden käyttöikää kahdesta kolmeen vuoteen. Tällaisen teknologian avulla hallinnon resurssit ja asiaa ajava eturyhmä, joka on pieni joukko kemistejä ja öljyn tuottajia, voivat uudelleen määrittää markkinat teiden rakentamiselle jyräämällä tarpeettomat kilpailijat ja rakentamalla oman tieimperiumin.

Золото под ногами или как заработать на проблеме российских дорог

Химики и нефтяники (производители полимеров и производных их них) придумали как можно «подняться» на извечной российской проблеме – дорогах. Узкая группа лиц, - представители ТЭК РФ, - задумали производить и поставлять инновационные полимерные компоненты и составы для строительства долговечных и надежных дорожных покрытий. Поскольку производство и поставки будут носить монопольный (избирательный, т.е. не для всех) характер, то одновременно игроки планируют занять существенную долю на рынке. Речь пойдет о новой для России технологии применения полимерных составов, которые необходимы для существенного увеличения срока службы дорог.
Актуальность и одновременно тревожность данной темы заключается в том, что до 2030 г. в РФ планируется построить не менее 20000 км дорог. Под это планируется ввести новые поправки в ГОСТ, которые предусматривали бы использование новаций при дорожном строительстве. Над Госстандартом профильные министерства и ведомства, при участии нефтехимических лоббистов, уже ведут работу, а химики и нефтяники оценивают объем рынка и подсчитывают потенциальную прибыль.
Дорожное строительство является весьма выгодным бизнесом, поэтому вхождение на рынок монопольных производителей инновационных компонентов (компаний ТЭК РФ) может изменить ситуацию на рынке. В особенности, если речь идет производстве вещества, которое значительно (минимум в два раза) увеличивает эксплуатационные свойства асфальто - бетона и дорожного полотна, соответственно. Иными словами: при использовании данной технологии, дорожное покрытие будет служить в разы дольше, а ремонтировать придется реже.
Это выгодно как региональным управлениям автомобильных дорог (подведомственных Министерству по транспорту), так и местным властям, поскольку нововведение в перспективе снизит затраты на ремонт и поддерживание транспортных коммуникаций в надлежащем состоянии. Безусловно, данный эффект отразится на общероссийском уровне, где экономия от эксплуатации дорог может составить от 2,5% до 3% от ВВП России.
Итак, недавно в СМИ различных уровней было широко про анонсировано создание супер современного промышленного производства бутадиен-стирольных термоэластопластов (БСТ), на основе которых будет изготавливаться полимерно-битумное вяжущее вещество (ПБВ). Последнее – исключительное новшество для российского рынка, будет применяться при строительстве дорог. Именно оно способно увеличить срок службы дорог минимум в два раза.



ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) значительно улучшает качество и долговечность дорог. Если температура хрупкости традиционного битума - минус 15-18 градусов, и даже невысокие динамические нагрузки в этих условиях вызывают растрескивание дорожного полотна, то у ПБВ этот показатель увеличен до минус 40 градусов. За счет применения полимерно-битумных вяжущих сроки между плановыми и капитальными ремонтами дорог увеличиваются с 2-4 до 8-12 лет.
По экспертным оценкам, экономический эффект от использования продукта превышает 1 млн рублей на 1 км (при ширине дороги в 7 м, толщине верхнего слоя в 4 см, расходе смеси - 700 тонн на 1 км).
При расчете полной стоимости строительства 1 км дороги удорожание по сравнению с обычными битумами составляет менее 1%, а удорожание на этапе строительства полностью окупается за 2,5 года на этапе эксплуатации.


ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Использование ПБВ отвечает целям государственной целевой программы «Развитие транспортной системы России», согласно которой к 2030 г. в стране должно появиться не менее 20 тыс. км. современных дорог. Существующая практика использования традиционных битумов для дорожного строительства приводит к быстрому изнашиванию дорожного полотна, из-за чего выделяемые государством средства уходят не на строительство новых, а на ремонт старых дорог. Применение ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, способных, в свою очередь, разгрузить старые дороги и продлить срок их службы.
Практика применения ПБВ широко распространена в США, Европе и Китае. В России принят Госстандарт ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол», направленный на широкое применение достижений современной науки в дорожном строительстве.


Однако не получится ли «как всегда»? Россия – страна уникальная, новшества и прогресс у нас всегда приветствуется, но при этом спотыкаются на консервативной российской ментальности и об интересы местных бизнес групп. Понятно, что применение ПБВ – рационально, но крайне не выгодно для тех, кто занимается ремонтом.
Нами не случайно была затронута «узкая группа лиц», которая продвигает применение данной технологии. Поскольку нормативное закрепление о применении состава (в ГОСТ) в асфальто- бетонной смеси гарантирует сбыт продукта и сулит повышением доли производства продуктов с высокой добавочной стоимостью для нефтехимиков. А также тех, кто на эксклюзивных правах будет закупать смесь для строительства дорог.

Что ж, настал черед раскрыть основных игроков на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Итак, бутадиен-стирольные термоэластопласты (БСТ) – основной компонент для производства полимерно-битумное вяжущего вещества будет изготавливаться на дочернем предприятии ОАО «Сибур Холдинг» - ОАО «Воронежсинтезкаучук». ОАО «Воронежсинтезкаучук» - единственное предприятие в России, которое с 2010 г. будет производить БСТ (50 тыс. т в год.).

То, кто будет закупать данный полимер, и применять его для изготовления ПБВ – в перспективе представиться монополистом по поставкам. Производить ПВБ, также с 2010 года, планирует дочернее предприятие ОАО «Газпром Нефть» - ОАО «Омский НПЗ» , в перспективе также и ОАО «Московский НПЗ» . Между Сибуром и Газпром Нефтью уже согласованы закупки полимера.
Производство ПВБ на заводах в Омске и Москве, из-за выгодности географического положения, будут весьма перспективны. Если в Москве применение ПВБ можно лоббировать через Правительство Москвы, то Омск – отправная точка для наращивания потенциала транспортной инфраструктуры, как в Западной, так и Восточной Сибири. Кроме того, в Сибири применение ПВБ можно продвигать силами крупного и местного игрока, желательно имеющего связи в ТЭК.
Аналитическая группа «Балтийские Боевые Слоны» составила карту аффилированных и заинтересованных лиц, которая будет задействована при производстве и применении полимерного состава для дорожных покрытий (см. графическую схему).

Согласно данным, представленным на графической схеме видно, что ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» создали рабочую группу по применению полимера. Проект уже поддержало Министерство по транспорту, а подведомственные органы Росавтодора: СоюздорНИИ и Росдортехнологии ведут активную работу с ОАО «Сибур Холдинг» по включению полимера в стандарт (ГОСТ) для изготовления и применения смеси для укладки порожного покрытия.
ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» входят в одну вертикально-интегрированную структуру ОАО «Газпром». Газовая монополия, как известно, посредством ОАО «Роснефтегаз» контролируется государством (10,74 % акций «Газпрома»). Поэтому небезосновательно будет предполагать, что данный проект будет активно лоббироваться в кулуарах государственно власти.
Как уже было отмечено выше, ОАО «Газпром Нефть» имеет договоренности по поставкам БСТ на свое дочернее предприятие – Омский НПЗ. Первыми потребителями ПБВ от «Газпром Нефти» будут ремонтные службы и подрядные организации ФГУ «Сибуправтодор» . Регион был выбран не случайно, поскольку не так давно (2007 г.) разработана и утверждена правительственная программа РФ по наращиванию транспортного (дорожного) потенциала Сибирских территорий.
Основной игрок в регионе – иркутская компания ЗАО «Труд», основанная в 90-х, сейчас имеет несколько дочерних обществ и 700 единиц дорожно-строительной техники. ЗАО «Труд» входит в систему генеральных подрядчиков Федерального дорожного агентства Министерства транспорта (Росавтодор), имеет представительства в Москве, Чите, на Байкале и Сахалине. ЗАО «Труд», так же как и «Газпром Нефть», имеет возможность эксклюзивно закупать полимер у ОАО «Сибур Холдинг» и использовать его для строительства дорог.
С высокой долей вероятности, ЗАО «Труд», возможно и есть тот игрок, который будет продвигать использование данного продукта как на территории Сибири и Дальнего Востока, так и на европейской части страны (Москва, Санкт-Петербург). При этом компания займет существенную долю на дорожно-строительном рынке.
Согласно данным региональной прессы, ЗАО «Труд» было основано г-ном Тен Юрием Михайловичем, который, по слухам местных СМИ, являлся членом Некоммерческого партнерства «Энергетический клуб России». Членами НКО также значились весьма видные политические фигуры и бизнесмены: Черномырдин Виктор Степанович, Язев Валерий Афанасьевич, Медведев Владимир Сергеевич, Генералов Сергей Вадимович и др. Возможно в клубе участвовали и другие не менее важные и влиятельные лица, но о них местные СМИ как-то умалчивают. Данный факт представлен на графической схеме и показывает связи ЗАО «Труд» со структурами «Газпрома» и «Сибура».
ОАО «Воронежсинтезкаучук» (дочка «Сибура») совместно с ЗАО «Труд» и правительством Воронежской области приступили к развертыванию рекламной компании по применению ПБВ при строительстве дорог. Причем ЗАО «Труд» будет строить дорогу с применением данной технологи (участок трассы М4, как в Тульской, так и Воронежской областях).
По непроверенным данным Ъ, помощь в лоббировании применения ПБВ может оказать «Российский союз химиков», куда входит ОАО «Сибур Холдинг».
Таким образом, в обозримой перспективе регулировать данный бизнес будут всего два предприятия ТЭК РФ: ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «Сибур Холдинг» и один игрок на рынке дорожного строительства – ЗАО «Труд».
К монополистам может присоединиться также ОАО «Татнефть» (имеет долю в ОАО «Московский НПЗ»). Подобный бизнес также выгоден и дочернему предприятию ОАО «Лукойл» - ОАО «Лукойл - Нефтехим».


Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits