English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2015 - 15.06.2015  
Liikennealan asiantuntija
01.06.2015 - 15.06.2015

Российские авиакомпании увеличили убыток с января по апрель – до 2,2 миллиарда рублей. В основном такой результат был получен из-за роста убытков на внутренних перевозках: так, за данный период компании потеряли на внутренних перевозках на 500 миллионов рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года, - 4,6 миллиардов рублей. На международных линиях убытков не наблюдалось; напротив, операционная прибыль составила 2,3 миллиарда рублей. При этом международные перевозки сократились на 14,8% (до 10,1 миллионов человек), а убыточный внутренний пассажиропоток вырос на 10,8%, (до 13,2 миллионов человек). И в прошлом году наблюдалось падение доходов компаний: прибыль с пассажира на международных линиях составила 194 рубля (падение с 316 рублей), а убыток на внутренних вырос до 637 рублей (с 486 рублей). В целом в прошлом году убытки авиакомпаний составили 20,4 миллиарда рублей, также за счет внутренних перевозок: убытки на внутренних линиях составили 32,2 миллиарда рублей. Международные перевозки же показали прибыль (10,6 миллиардов рублей). Убытки накапливаются из-за низких тарифов на внутренних направлениях, где идет борьба за долю рынка: компании продают билеты ниже себестоимости и таким образом лишают себя возможности заработать средства для покрытия старых долгов. И ситуация ухудшается. Авиакомпании собираются в летнем расписании увеличить провозные емкости на 15% и заработать средства для работы в низкий сезон, но при текущем соотношении доходной и расходной ставки вряд ли выйдет покрыть убытки предыдущих периодов и пополнить оборотные средства в достаточной степени.

Рынок грузоперевозок также переживает не лучшие времена. Из-за запрета на импорт продовольствия из Евросоюза и США и ограничения импорта промтоваров автоперевозки грузов в России с начала года снизились на 40%. В результате снизились тарифы: по некоторым направлениям падение тарифов дошло до 50%, что не компенсируется даже повышением цен, зафиксированным в начале весны (повышение составило 25%). Из-за недостатка персонала и низкого спроса на автогрузовые услуги число прибыльных транспортных компаний в России продолжает сокращаться, а число убыточных предприятий растет. По итогам января и февраля 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ было отрицательным (минус 7,3 миллиарда рублей). С начала 2015 года спрос на автоперевозки достиг минимума за последние несколько лет, снизившись вдвое по сравнению с прошлым годом. Помимо этого, международным перевозкам мешают сложные таможенные процедуры. Суммарные расходы легальных автоперевозчиков выросли почти вчетверо (в эту сумму входит обслуживание лизинга, оплата всех сборов и налогов, затраты содержание инфраструктуры и покупка топлива). Поскольку автомобильные перевозки широко задействованы в отрасли, - в портах, к примеру, и на железных дорогах как средство доставки от вагона до порога, - кризис на рынке автоперевозок скажется, в свою очередь, и на других сферах транспортной отрасли. Кризис отразится и на лизинговых компаниях; многие из них уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью. Кроме того, ситуация негативно отразилась на логистике. Грузовладельцам становится сложнее выстраивать качественные сервисы, если на рынке меньше партнеров, способных стабильно и точно в срок выполнять автоперевозки.